Авианосцы Советского Союза формально были крейсерами

История авианосцев России. Эпоха Горшкова

После Николая Герасимовича Кузнецова самым заметным Главкомом ВМФ СССР и России был Сергей Георгиевич Горшков. Под руководством Кузнецова советский ВМФ победил в Великой Отечественной войне, под руководством Горшкова советский флот стал по-настоящему океанским, ракетно-ядерным и авианосным, вторым в мире по мощи и количеству кораблей.

Сюжет: Армия

Противолодочные крейсера проекта 1123

Самым трудным в создании авианосного флота страны было не отсутствие судостроительной школы в части постройки авианесущих кораблей, не отсутствие палубной авиации, а…. непоколебимое мнение членов Политбюро ЦК КПСС, «кремлевских старцев» о том, что авианесущие корабли могут быть только у проклятых империалистов для угнетения прогрессивного человечества. У Советского Союза авианосных кораблей не может быть по определению, ведь Советский Союз не собирается вести агрессивных войн!

Но что бы не говорил главный идеолог СССР товарищ Суслов, к середине 60-х годов над СССР нависла вполне реальная угроза. США построили серию атомных подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис» и «Посейдон». Они имели дальность стрельбы 5 600 км. У Испании была арендована военно-морская база Рота, и Средиземное море стало районом боевого дежурства американских атомоходов для удара по СССР. Для их нейтрализации необходимы были силы океанского флота, которые могли организовать поиск и уничтожение американских атомоходов без береговой авиации, только с помощью палубных вертолетов. В СССР к тому времени успешно работало конструкторское бюро под руководством Николая Ильича Камова, специализирующееся на палубных вертолетах. К началу 60-х годов на вооружение советского флота находились вертолеты Ка-10 и Ка-18. Это были легкие связные вертолеты. К тому же в строю флота не было ни одного корабля, где вертолеты могли бы базироваться стационарно, т.е был бы ангар для вертолета, танки для керосина и т.д. На военных кораблях были только небольшие посадочные площадки, куда вертолет мог приземлиться. И всё.

Параллельно с началом работы над проектом корабля, на котором должны были стационарно базироваться вертолеты, Николай Камов получил техническое задание на проектирование вертолета, способного достаточно долго проводить поиск подводных лодок с помощью гидроакустических буёв, и, в случае необходимости, способного уничтожить найденную лодку с помощью глубинных бомб и малогабаритных авиационных противолодочных торпед. Отдельная модификация вертолета должна была осуществлять поисковые операции на море. Такой вертолет был создан. Им стал Ка-25. Выпускался Ка-25 во многих модификациях. Основными были две – Ка-25ПЛ противолодочный вертолет для поиска и уничтожения подводных лодок и Ка-25ПС поисково-спасательный. Всего было создано 20 модификаций Ка-25, включая вертолет-тральщик и вертолет огневой поддержки. Ка-25 — это первый вертолет в СССР, который изначально создавался только для ведения боевых действий. В данном случае на море.

Авианосцы Советского Союза формально были крейсерами

Крейсер «Москва»

Проект корабля получил номер 1123, шифр «Кондор». Водоизмещение корабля было 10 600 тонн. Он нес 14 вертолетов Ка-25 двух модификаций: противолодочный и поисково-спасательный. Требовалось разместить на борту столько вертолетов, оборудования и т.п., чтобы обеспечить круглосуточное патрулирование в воздухе двух машин. На корабль могли базироваться и вертолеты Ми-8, правда, их количество было бы меньше. В дальнейшем, во время эксплуатации, на крейсер «Москва» производили посадку и взлетали самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Это испытание сыграло важную роль, но об этом чуть позже. Кроме авиационного, корабли проекта 1123 несли мощное вооружение, сопоставимое с вооружением крейсера. На «Кондорах» было два зенитных комплекса (ЗРК) среднего радиуса действия «Шторм», два ЗРК малой дальности «Оса», комплекс ракето-торпед (ПЛРК) «Вихрь», две спаренные универсальные 57-мм артустановки АК-725. В процессе эксплуатации добавили две 30-мм артустановки АК-230. Дополняло вооружение два пятитрубных торпедных аппарата и два реактивных бомбомета РБУ-6000. Получился мощный и красивый корабль. Встал вопрос о том, к какому классу его причислить? Политбюро стояло насмерть – авианосцев в СССР не было и не будет. Первоначально было предложено нечто неудобоваримое – «корабль противолодочной обороны дальней зоны».

В развитии морских крыльев страны царские чиновники оказались дальновиднее сталинских

Только в 1965 году здравый смысл победил – корабли стали классифицироваться, как противолодочные крейсера, иногда, как противолодочный крейсер-вертолетоносец. Они себя оправдали. Всего один такой крейсер и 2-3 эсминца, имея впереди себя завесу из вертолетов, вели поиск подводных лодок по фронту на 200-250 км. Один из крейсеров постоянно находился в составе советской Средиземноморской эскадры (5-я оперативная эскадра ВМФ). Это позволило снизить риск ударов баллистическими ракетами из-под воды в Средиземном море. Всего планировалось построить три корабля проекта 1123. Построили два – «Москва» и «Ленинград». Оба крейсера входили в состав Черноморского флота и базировались на Севастополь. Заложили и начали строить третий – «Киев». Но к тому времени в КБ Яковлева был готов палубный истребитель вертикального взлета и посадки ЯК-38. Самолет был испытан на «Москве», кроме прогорания слоя специального состава, покрывающего полетную палубу крейсера от газов из сопел самолета, замечаний не было. Теперь, опираясь на опыт Як-38, появилась возможность создать корабль с совершенно другими возможностями. И уже заложенный корпус разобрали на стапеле и заложили корабль совершенно другого проекта.

Авианосцы Советского Союза формально были крейсерами

Крейсер «Ленинград»

Авианесущие крейсера проекта 1143

70-е и начало 80-х годов в советском ВМФ ознаменовались тем, что на вооружение стали поступать корабли океанской зоны. Несколько типов эсминцев, сторожевиков, океанские большие противолодочные корабли (БПК) и ракетные крейсера. На подходе была серия тяжелых атомных крейсеров проекта 1144. Часть кораблей (ракетные крейсера и БПК) несли на борту один – два вертолета Ка-27ПЛ и Ка-27ПС. Строился океанский вспомогательный флот – танкеры-заправщики и универсальные корабли снабжения. Но для придания боевой устойчивости соединению в океанском походе, вдали от своих баз и аэродромов необходимо было авиационное прикрытие. «Москва» и «Ленинград» были хорошими кораблями, но они не несли ударного оружия. К тому же уже было налажено серийное производство самолетов вертикального взлета и посадки Як-38, а конструкторское бюро Камова сделало новый базовый вертолет – Ка-27, который так же выпускался в нескольких вариантах – противолодочный – Ка-27ПЛ и поисково-спасательный – Ка-27ПС. Впоследствии Камов сделает еще несколько вариантов вертолетов этого семейства, но они будут базироваться на авианосцах следующего поколения.

Несмотря на то, что у СССР уже были по-настоящему океанские корабли, их было мало по сравнению с флотом США и их союзников. Каждая единица была на счету. Поэтому военные потребовали, чтобы новый авианесущий корабль дополнительно нес стандартное вооружение ракетного крейсера. Это естественно увеличило водоизмещение корабля, а отсутствие нормально взлетающих самолетов (в наличие были только «вертикалки»), позволило отказаться от катапульт. В результате появился уникальный корабль, который не был похож ни на один авианосец мира. Классический авианосец независимо от величины, представляет собой корабль со сплошной угловой полетной палубой с несколькими катапультами. Вооружение у авианосцев только оборонительное. На четырех спонсонах (бортовых выступах) располагаются несколько пусковых установок зенитных ракетных комплексов ближнего радиуса действия или артиллерийские орудия. Фактически, западный авианосец не может защитить себя сам, у него только системы ближней самообороны.

Для охраны и обороны авианосца вокруг него располагается так называемая авианосная группа – несколько ракетных крейсеров и эсминцев. А так же обязательно одна-две атомные подводные лодки (в тех флотах, где они есть) для защиты от подводных лодок. Советский корабль проекта 1143 выглядел совсем по другому. Для авианосца он был относительно небольшим – полное водоизмещение было 37 000 тонн. Вся носовая часть и надстройка были отданы стандартному вооружению ракетного крейсера. На спонсонах также размещены системы самообороны. Катапульт нет. Вооружение корабля состояло из восьми пусковых установок крылатых ракет класса «корабль-корабль» «Базальт», двух ЗРК среднего радиуса действия «Шторм», двух ЗРК ближнего радиуса действия «Оса», двух двухорудийных артиллерийских установкок с 76-мм орудиями АК-726, восьми шестиствольных 30-мм автоматов АК-630, двух пятитрубных торпедных аппаратов, и двух двенадцатиствольных реактивных бомбометов РБУ-6000.

Как скрывали взрыв на заводе по выпуску начинки для ядерных бомб

Корабль нес 36 летательных аппарата: самолеты Як-38, вертолеты Ка-25 (вначале) и Ка-27 (потом) различных модификаций. Авианосцу присвоили номер проекта 1143, шифр «Кречет». Строительство всех советских авианосцев осуществлялось в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В СССР, как и в современной России, номер проекта подразумевал, что в серии строятся одинаковые корабли. Если во время серийного строительства вносились какие-либо изменения, то номер проекта менялся – добавлялись буквы, или цифры. Иногда менялся сам номер. Пожалуй, единственным исключением стали советские авианосцы. Почему-то они все стали обозначаться одним номером проекта – 1143 с добавлением пятой цифры, обозначающей порядковый номер авианосца. То, что корабли были разные, роли не играло.

Авианосцы Советского Союза формально были крейсерами

Крейсер «Киев»

Как мы рассказывали ранее, было запланировано строительство трех противолодочных крейсеров-вертолетоносцев проекта 1123. Но после постройки «Ленинграда» перед адмиралами встала дилемма – строить третий крейсер «Киев» по проекту 1123, и, соответственно отложить постройку нового типа авианесущего корабля, или разобрать уже собранную часть корпуса и перезаложить «Киев» как корабль нового типа. Выбрали последнее.

«Киев» стал первым кораблем проекта 1143. За ним последовал «Минск» — проект 1143.2 и «Новороссийск» — проект 1143.3. Они все немного отличались друг от друга, но были однотипными кораблями.

Завершил серию «Баку», который впоследствии переименовали в «Адмирал флота Горшков» проект 1143.4. Вот он уже серьезно отличался от первой тройки. Сменился Главный конструктор корабля. На 1143.4 им стал Василий Федорович Аникиев. Появился новый самолет. Як-38 был первой машиной в СССР с вертикальным взлетом и посадкой. Он имел целый ряд недостатков. В первую очередь, он был не очень надежной машиной и имел небольшой боевой радиус действия. В КБ Яковлева учли эти недостатки и сделали новую машину, опередившую свое время – Як-141. Её полноценное производство не удалось развернуть, помешал развал СССР, перестали выделять финансирование. О качестве самолета говорит тот факт, что во время разрухи американцы вывезли экземпляр Як-141 к себе, и, используя его конструктивные решения, сделали свой истребитель – ныне широко известный F-35. КБ Камова специально для 1143.4 разработало новые вертолеты на базе Ка-27. Ими стали: палубный вертолет радиолокационного дозора Ка-31, транспортно-боевой Ка-29 и многоцелевой Ка-32. На базе последнего выпускаются также спасательный вертолет, вертолет-пожарник, транспортный вариант. Но это уже не варианты для ВМФ.

Авианосцы Советского Союза формально были крейсерами

Крейсер «Минск»

На корабле были установлены новые системы оружия. Основой зенитного вооружения корабля стали новые ЗРК ближнего радиуса действия «Кинжал» и зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик». Целеуказание для них выдавали новые РЛС «Подкат» и обзорная РЛС «Марс-Пассат». Вместо РБУ-6000 был установлен новый реактивный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1», а количество пусковых установок ударных ракет комплекса «Базальт» было увеличено до 12.

После утверждения проекта встал «самый главный вопрос». К какому классу причислить корабли проекта 1143? Политбюро продолжало упорствовать – авианосцев в СССР быть не должно. Если бы Горшков стал спорить, то, весьма вероятно, эти корабли не были бы построены по идеологическим соображениям. Но Сергей Георгиевич поступил мудро. На одном из кремлевских совещаний он сказал, что проект 1143 несет полное вооружение ракетного крейсера, но…только еще и с самолетами. «Кремлевские старцы» покивали головами и согласились, что корабли станут называться тяжелыми авианесущими крейсерами. Все остались довольны. Товарищ Суслов не дал появиться в СССР идеологически чуждому авианосцу, а моряки были рады тому, что океанский флот страны получил, наконец, авиационное прикрытие.

Во время войны Москва, Ленинград и Севастополь были защищены радиолокационным полем

«Киев» и «Горшков» были приписаны к Северному флоту. «Минск» и «Новороссийск» — к Тихоокеанскому.

Судьба «Кондоров» и «Кречетов»

История этих кораблей была не долгой, и, в общем, повторила судьбу страны.

«Москва» и «Ленинград» честно отслужили 25-30 лет. Их служба проходила, в основном, в Средиземном море и Атлантическом океане. Они были основой корабельных противолодочных групп, противостоящих американским атомным подводным лодкам с баллистическими ракетами. Однажды, «Ленинград» был флагманским кораблем отряда по разминированию Суэцкого канала после очередной арабо-израильской войны в 1973 году. В том походе на нем вместо противолодочных вертолетов базировались вертолеты-тральщики — Ка-25БТ, Ка-25БШЗ и Ми-8БТ.

«Ленинград» (так получилось) принимал активное участие в двух операциях по спасению наших подводников после аварий на атомных подводных лодках. В 1970 году он участвовал в поиске подводной лодки К-8 в Бискайском заливе, а в 1972 году вертолеты крейсера снимали моряков с К-19. Были проекты по модернизации кораблей, но им помешал развал Союза.

Судьбы остальных авианосцев были печальными.

Несмотря на то, что авианесущие крейсера были очень нужны флоту и активно использовались, служили они не долго. После развала СССР «Киев» был продан в Китай и был переоборудован под развлекательный центр. «Минск» был продан в Южную Корею, перепродан в Китай и сейчас представляет из себя музей «Мир авианосца». «Новороссийск» продан в Южную Корею и разобран.

Авианосцы Советского Союза формально были крейсерами

Крейсер «Новороссийск»

Судьба «Адмирала Горшкова» сложилась несколько иначе. Только что построенный авианосец перешёл к месту базирования на Северный флот. Продать «на иголки» абсолютно новый корабль не смогли даже в гайдаровские времена. Выход искали долго, но нашли. В Индии подходил к концу срок службы их единственного авианосца, который был построен еще во время Второй мировой войны. С индусами договорились так. Авианосец они получили практически бесплатно, но оплатили его глубокую модернизацию под базирование обычных (не вертикального взлета) самолетов – таких, что базировались на «Адмирале Кузнецове» — о нем рассказ в третьей части статьи – и закупили МиГ-29К и КУБ для базирования на нем. «Горшков» встал на длительную и глубокую модернизацию на Севмаше в Северодвинске. Сейчас «Викрамадитья» — флагман индийского военно-морского флота. И индусы очень гордятся своим новым авианосцем.

При развале великой страны оказались никому не нужны и её авианосцы.

Из девяти авианесущих кораблей ВМФ СССР один сегодня служит России, два – Китаю и Индии, два превращены в гостиницу и аттракцион, а остальные разделаны на металлолом.

О судьбе последних построенных авианосцев СССР «Адмирал Кузнецов» и «Варяг», о недостроенных кораблях и о перспективе постройки авианосцев в России – в последней части статьи.

Продолжение следует

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МегаВАЗ