Асфальт — привычное покрытие для дорожного строительства, распространенное по всему миру. Однако есть и альтернатива — бетонные дороги. Насколько их позиции сильны? Способны ли они вытеснить асфальт из нашей жизни? Разбираемся вместе!
Где появились бетонные дороги и где их строят сейчас?
Цементобетон для дорожного строительства начали использовать в Соединенных Штатах еще в XIX в. — в 1893 году. В Европу технология проникла в 30-х годах прошлого века. Бетонные дороги — это не плиты с грубыми стыками. Это цельная гладкая поверхность, комфортная для езды.
Благодаря прочности и долговечности покрытия, его применяли в строительстве взлетно-посадочных полос, междугородних магистралей. В США более 60% федеральных трасс — бетонные, половина знаменитых немецких автобанов также построена по этой технологии.
Отличается ли цементобетон от асфальтобетона?
Главное отличие — связующее вещество, которое и определяет основные свойства покрытия. Битум, применяемый в асфальтобетонной смеси, пластичен, он реагирует на жару и холод. Цемент же остается жестким в любых условиях. Это позволяет равномерно распределять нагрузку по слоям без деформации. Соответственно, и срок эксплуатации различается: 8-12 лет для асфальта, 25-30 — для бетонки.
Кроме того, бетонные дороги более экологичны. Цемент — материал, изготовленный из глины и известняка, он может полностью перерабатываться, не нанося вреда природе. Битум, изготовленный из нефти, менее доброжелателен к окружающей среде.
Где подвох? Точнее, есть ли у бетонных дорог недостатки?
Почему же тогда, к примеру, в России большинство дорог делают не из бетона, а из асфальта? Есть подводные камни?
Это — логичные вопросы, возникающие, когда люди узнают о свойствах бетонных дорог. Действительно, есть факторы, ограничивающие применение технологии строительства дорожного покрытия из цементобетонной смеси:
-
сроки: для затвердения бетону нужно несколько дней, асфальт же готов к использованию в течение 8 часов после укладки и уплотнения;
-
традиционные технологии строительства из бетона подразумевают наличие поперечной насечки — и езда по такому покрытию производит больше шума, нежели по асфальту. Однако новые технологии нивелируют этот недостаток;
-
необходимость четкого соблюдения правил подготовки раствора, армирования;
-
сложности применения в городских условиях из-за необходимости доступа к подземным коммуникациям;
-
более высокая цена строительства.
В России меньше 1% дорог общего пользования — бетонные. Уже есть определенные предпосылки для увеличения этого показателя.