Спрос на грузоперевозки между Казахстаном и странами ЕАЭС, в первую очередь с Россией, стабильно растет. Однако рост отражается в основном на авиа и железнодорожных перевозках, автомобильная доставка грузов по территории РК в период пандемии даже снизилась в связи с ограничениями. Чтобы узнать, сколько обойдется отправка груза из Караганды в Москву автомобильным транспортом, можно воспользоваться транспортными биржами и сравнить предложения от разных перевозчиков. Цены на грузоперевозки увеличиваются, и одним из драйверов роста является внедрение платного проезда на 7 участках наиболее востребованных в стране трасс.
Платить нельзя экономить
С 1 ноября 2021 года автолюбители и профессиональные водители стали больше тратить при поездках по стране: на 7 республиканских трассах введена плата за проезд. Объездных путей для платных дорог нет, поэтому расставаться с определенной суммой придется при каждой поездке. Президент РК Косым-Жомарт Токаев отмечает, что строительство новых дорог является неподъемной ношей для государственного бюджета, а платные дороги как раз помогут решить эту проблему. В качестве образца для подражания власти приводят российскую систему «Платон», против которой на стадии внедрения также бастовали грузоперевозчики.
Водители, в свою очередь, не оставили нововведения без комментариев. Больше всего платить приходится водителям грузовиков: на участке от Нур-Султана до Павлодара оплата проезда для легкового авто составляет около 430 тенге, а для грузовой машины эта сумма в 20 раз больше. Дальнобойщики, которые не первый год ездят по дорогам Казахстана, отмечают, что из-за плачевного состояния дорожной инфраструктуры вынуждены много средств тратить на запчасти и ремонт своих грузовых машин. С учетом того, что стоимость запчастей и комплектующих на фоне пандемии растет, водители заинтересованы в том, чтобы состояние дорожной инфраструктуры в Казахстане улучшилось.
Развитие дорожного хозяйства даст возможность получать больше прибыли от транзитных грузов. Казахстан располагается между Китаем и Европой, вполне логично, что правительство республики хочет получать выгоду от географического преимущества. Однако пока автодороги в основном представляют собой двухполосные трассы с изношенной дорожной рубашкой, а на маршрутах не хватает оборудованных стоянок и приличных туалетов, говорить о развитии международных грузоперевозок в регионе рано. Есть надежда, что в ближайшие несколько лет ситуация изменится, и местные перевозчики наконец смогут больше зарабатывать на международной доставке грузов. По заверению правительства, как раз платные дороги приближают решение многих инфраструктурных проблем.